Впереди сентябрь. А это значить, что для большинства семей наступает суматошное время, школьный сезон. В этом году он осложнен еще и эпидемиологической обстановкой, которая координально скорректировала учебный процесс прошлой весной. Очные занятия были повсеместно отменены, родители и дети осваивали новую форму обучения - дистанционную. И, если раньше было невозможно представить, как преподавать, например, музыку или физкультуру удаленно, то в новом учебном году это не вызывает сомнений - еще как можно.


Чтобы правильно настроить себя и своего ребенка на предстоящую учебу, мы обратились за советом к эксперту - клиническому психологу Наталье Феофиловой. Будем правильно расставлять приоритеты и предотвращать разрушительный стресс от начала школьного сезона.



Вопрос, с которым мы обратились к Наталье: как подготовиться к школе правильно? Как пережить волнения, связанные с пандемией?


Предстоящий учебный год несет в себе много нового и помимо того, что он вот-вот начнется, мы уже сейчас начинаем тревожиться и задавать себе вопрос: “А как все будет? Как справиться?”


Когда раньше ребёнок слышал наши  слова о том что уже пора готовиться, скоро начинается учебный год и что скоро расслабляться уже будет некогда, он  начинал тревожиться.


А в этом году добавляются  совершенно новые реалии. Как дети будут учиться, как у них получится усваивать материал и как совместить свои обязанности на работе и дома с вдруг возникшей необходимостью стать помощником учителя и выполнять его функции дома? И теперь уже и нас охватывает волнение, а вместе с ним и тревога от неизвестности и порой невозможности планировать свои дела даже на среднесрочную перспективу.


Кажется, за полгода уже привыкли к масочному режиму и другим вынужденным ограничениям, и как будто подготовились к возможному онлайн обучению, но тревога, что теперь именно ты помощник учителя и в большей мере именно от тебя как от родителя зависит, а как справится ребёнок, сможет ли получить максимум и усвоить  материал при  дистанционном образовании или плавающем расписании, которое возможно тоже начнут вводить в школах.


Конечно все это однозначно вызывает тревогу.


И здесь, в первую очередь, предлагаю успокоиться самим, потому что доброжелательное спокойствие членов семьи совершенно точно помогут ребёнку, да и нам самим, придадут уверенности, стабилизируют ситуацию.


Самый эффективный способ преодолеть такое состояние состоит в том, чтобы сосредоточиться не на том, что сейчас сложно, трудно, недоступно или непредсказуемо. А наоборот, направить фокус внимания на то, что можно и хорошо было бы сделать. 


Обсуждение сложностей,с которыми сталкиваются и ребёнок, и родители, спокойное  критичное отношение к происходящему сплотит семью и поможет вам с ребенком лучше узнать друг друга.


Очень важно научить ребенка выражать свои эмоции, душевные переживания через доверительный разговор с близкими приносящий облегчение.


Часто ребенку, особенно подросткам сложно рассказывать о своих переживаниях родителям или сверстникам, с этой целью можно предложить ребенку завести тетрадь или дневник, которому он будет “рассказывать” о своих переживаниях, и таким образом почувствует облегчение, освободится от возможных негативных мыслей.



Помогайте ребенку планировать. Задача родителей помочь ребенку справиться с психологической и организационной нагрузкой, которая возникает во много крат выше нежели при очной форме обучения.


Предлагаю разговаривать с детьми, спрашивать что получается, а  в чём нужна помощь. Спрашивать, как складывается его общение с одноклассниками, с учителем, есть ли у него какие-то технические сложности. Ведь он сам может этого не понимать или бояться вам об этом сказать, видя тревогу, а может и раздражение.


Важно проявлять сочувствие. Скажите, что вы понимаете как ребёнку сейчас сложно, если он вдруг переживает, что не сможет посещать школу или кружки. Те дети, которые чувствуют поддержку, искреннее сочувствие родителей справляется со стрессом успешнее.


Можно вместе со школьником составить и повесить на стену табличку-график, который будет показывать домашние задания по каким предметам в какие дни недели готовить, а может быть ваша дочь или сын так хорошо справляются со смартфонами, что им будет удобнее и интереснее спланировать свое расписание там. Форма не так важна. Важно, чтобы ребенок постепенно приучился к самоорганизации и планированию.


А ещё, чаще давайте ребенку возможность получать радость, даже от повседневных удовольствий  - это и расслабляющие водные процедуры, вкусная полезная еда, общение с друзьями, в том числе и по телефону, чтение книг или то, что ребёнок сам для себя выбирает, откуда черпает энергию и вдохновение.



Уверена, у нас, у родителей обязательно все получится!



Такие важные мысли для всех читателей нашего блога, родителей школьников озвучила наш эксперт - клинический психолог, психоаналитический терапевт Наталья Феофилова (https://vk.com/natfeofilova). 


Успехов вам в новом учебном году!




27 августа 2020